Кирпич - классика из глубины тысячелетий
С древних времен известно, что каменный или кирпичный дом - это самый крепкий, надежный и добротный дом для человека и его семьи.
Прошли века, но и сейчас данное утверждение остается актуальным. Не смотря на множество современных технологий домостроения, человек выбирает, если имеет возможность, именно кирпичный дом. Ведь Веками доказано, что И это не безосновательно, ведь из камня и кирпичей возводились крепости и замки, строились родовые гнезда.
КИРПИЧНЫЙ ДОМ - классика строительства, а
КЛАССИКА ВСЕГДА В МОДЕ,
КЛАССИКА ВСЕГДА В ЦЕНЕ!
Из всех строительных материалов древнее кирпича только камень и дерево.
Раскопки в Месопотамии, Египте и других очагах цивилизации свидетельствуют, что из «глиняного камня» грандиозные сооружения возводили задолго до нашей эры.
Слово «кирпич» заимствовано из тюркских языков не ранее XIV века, например, тат. кирпич, перс.kerpiç. До кирпича—плинфа. Например, при посещении Иваном Грозным недостроенного Софийского собора в Вологде на него упала плинфа: «как из своду туповатова упадала плинфа красная».
«Плинфа»— тонкая и широкая глиняная пластина — толщиной примерно 2,5 сантиметра.
Изготавливалась в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась 10-14 дней, затем
обжигалась в печи. На многих плинфах находят клейма, которые считаются клеймами заказчика.
Стандартный обожжённый кирпич — широко распространение получил примерно с XVI века.
До XIX века техника производства кирпичей оставалась примитивной и трудоёмкой.
Формовали кирпичи вручную, сушили только летом, обжигали в напольных печах-времянках,
выложенных из высушенного кирпича-сырца. В середине XIX века были построены
кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, обусловившие переворот в технике производства. В конце XIX века стали строить сушилки. В это же время появились глинообрабатывающие машины - бегуны, вальцы, глиномялки. В наше время более 80 % всего кирпича производят предприятия круглогодичного действия, среди которых имеются крупные механизированные заводы, производительностью свыше 200 млн шт. в год. Хотя и сейчас не редко можно встретить производства кирпича, так называемым, старорусским или болгарским методом. Как правило, таким способом кирпич производится в селах на мелких семейных предприятиях. По качеству данный кирпич, если технология не была нарушена, не уступает промышленному производству, а иногда и превышает. Плюсом данного кирпича можно считать относительно невысокую стоимость и индивидуальность продукта. К минусам можно отнести относительно малые объемы производства, сезонность производства и возможное отклонение геометрии.
В Библии есть упоминание о кирпиче как о строительном материале уже применительно к временам расселения людей сразу после Великого Потопа, то есть на заре сознательной истории человечества:
«И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнем. И стали у них кирпичи вместо камней.»
(Ветхий завет. Бытие. Гл. 11-3).
Археологами были найдены кирпичи на Среднем Востоке, возраст которых может быть более 10 000 лет.
Ученые высказали предположение, что эти кирпичи могли быть сделаны из глиняной массы, которая образовалась после затопления рекой близлежащих территорий. Глина и грязь формировались в кирпичи вручную и затем высыхали на солнце. Структура кирпичей показала, что масса для их изготовления делалась из глины и смолы в качестве основы. Хотя вплоть до нашего времени широчайшее распространение имел во многих странах необожжённый кирпич-сырец, часто с добавлением в глину резаной соломы.
Применение в строительстве обожжённого кирпича также восходит к глубокой древности (постройки в Египте, 3-2-е тысячелетие до н.э.). Особенно важную роль играл кирпич в зодчестве Месопотамии и Древнего Рима, где из кирпича (45×30×10 см) выкладывали сложные конструкции, в том числе арки, своды и т.п.
Ярким примером использования кирпичного строительства в России времен Иоанна III стало строительство стен и храмов Московского Кремля, которым заведовали итальянские мастера - «...и кирпичную печь устроили за Андрониковым монастырем, в Калитникове, в чём ожигать кирпич и как делать, нашего Русского кирпича уже да продолговатее и твёрже, когда его нужно ломать, то водой размачивают. Известь же густо мотыками повелели мешать, как на утро засохнет, то и ножём невозможно расколупить».
История кирпича, как Вы уже смогли убедиться, уходит глубоко в века. Сегодня во многих странах даже созданы музеи кирпича.
Да-да, не удивляйтесь! Чаще всего в них коллекционируются старинные кирпичи с клеймами заводов. Издревле почти у каждого завода было свое клеймо, идентифицирующее изготовителя. Это в последние советские годы кирпичи стали производиться безликими, чтобы нельзя было определить, кто выпускает некачественный кирпич. А в старину производители гордились своим клеймом, оно являлось гарантией качества.
Огромное разнообразие клейм было в Америке. Это не просто буквы, а очень часто целые сценки, изображенные на ложковой стороне кирпича. При этом один клейменый кирпич приходился на 5000 обычных. Неслучайно именно в Соединенных Штатах есть несколько кирпичных музеев. Так, в штате Нью-Йорк в городах Орхард Парк и Хаверстро расположены два больших музея, кроме всего прочего, имеющих Интернет-представительство. Первый принадлежит семье Клемент, и в нем нашли свое место кирпичи из многих районов Америки. Уже в 1995 году около своего дома, превращенного в музей, они выложили дорожку из 12000 кирпичей с клеймами. Второй музей специализируется на кирпичах, производившихся на кирпичных заводах, расположенных по побережью Гудзонова залива. На сайтах этих музеев можно увидеть целую фотогалерею. Похожие музеи, правда, не такие большие, есть почти в каждом американском штате.
А в Японии самым посещаемым туристами музеем является вовсе не этнографический, не исторический и не художественный. Это Всемирный Музей Кирпичей в городе Майзуру, открывшийся в 1993 году. Ежемесячно его посещают более десяти тысяч туристов. Особенность этого музея — коллекционирование кирпичей со всего земного шара, но только из знаменитых зданий. Например, там есть кирпичи из греческих храмов, из древнеегипетских построек, из римских дворцов. Так, к примеру, недавно коллекция музея пополнилась шестнадцатью кирпичами из Великобритании, вытащенными из стен Ковент Гардена, Скотленд Ярда, Альберт Холла, дома на Бейкер стрит, в котором Конан Дойль поселил Шерлока Холмса. Иногда такое отношение коллекционеров к знаменитым кирпичным строениям вызывает бурное негодование (так все растащат по кирпичику!).
Свои кирпичные музеи есть и в Венгрии (в городе Вешпрем), и на Тайване (в районе Миаоли), и во многих других странах. Музей кирпича и керамической черепицы есть в Соммерсете, Англия.
В нашей стране свои музеи кирпича имеются в Омске, Калининграде и Питере. В Москве при фирме «МДС» уже несколько лет существует музей кирпича несколько иного рода. В нем собраны не столько старинные кирпичи (хотя, и они есть), сколько кирпичи, производимые в самых разных странах мира, причем иногда очень экзотических. Например, есть кирпичи из Перу, Зимбабве, Тибета, Гамбии, и даже Северной Кореи! Практически все они новые, за исключением северокорейских, вынутых из кучи строительного мусора. Ну, такая уж это страна — Северная Корея! Купить нельзя — стройматериалы в магазинах не продаются, а взять со стройки тем более нельзя — это же хищение социалистической собственности! Зато в таком музее по кирпичам можно изучать не историю, как во всех вышеописанных, а географию и традиции кирпичного строительства у разных народов.
Вообще, несмотря на свое изначальное и истинное назначение, строительство зданий и сооружений, кирпич имеет великое множество применений:
«Когда говорят, что знания - сила, вряд ли имеют в виду физическую силу, спорт и мускулы. Хотя если учиться по книгам из удивительной библиотеки Дэрила Фитцджеральда (Daryl Fitzgerald), это утверждение можно будет воспринимать и буквально. А дело в том, что увесистые томики классиков зарубежной литературы, стоящие на полках, на самом деле - обычные кирпичи. Не гранит, но кирпич науки, который предлагает грызть книгочеям художник-юморист, представляет собой арт-проект под названием Literature Heavyweights, то есть, Тяжеловесная литература. И действительно, среди книг-кирпичей не найти ни одного "худенького" томика, сплошь и рядом солидные толстые тома, которые преподаватели обычно рекомендуют для прочтения школьникам старших классов, студентам и всем тем, кто стремится к самосовершенствованию и саморазвитию. И некоторые из них читаются так тяжело...
Китайский художник Дай Гэн приобрёл несколько тележек кирпичей и цемента.
Из этих стройматериалов он и создал свой кирпичный BMW Z4, по аналогу своей
автомобильной мечты. На создание этого произведения ушёл целый год, но и делал
он всё очень старательно; у автомобиля есть правдоподобный салон и даже стёкла.
За этот BMW из кирпичей художник хотел 125000 долларов. Не смотря на всю отделку и интерьер, цена кажется сильно завышенной и найдётся немного желающих стать владельцами этого памятника человеческому упорству и трудолюбию. Однако, Дай Гэн уверен, что богатые китайцы захотят купить его произведение к себе в сад, как украшение садового интерьера. Длина машины – 5 м., ширина – 2, 15 м., высота – 1,6 м. Вес авто – 6,5 тонн. На вырученные средства скульптор мечтает приобрести настоящий БМВ Z4.
Памятник шотландского скульптора Дэвида Мача «Поезд» находится в Англии. 40-метровый локомотив возводился 7 месяцев и весит полтонны.
Обычно, когда мы ходим по улицам, мы просто не обращаем внимания на вещи, которые нам кажутся обыденными, которые вокруг нас, но, если присмотреться ко всему обыденному повнимательнее, попытаться углубиться в историю, то можно увидеть и узнать много интересного, нового и захватывающего. Ведь за каждой вещью, за каждым камнем стоит история, стоят числа и правила, стоят жизни и судьбы.
Смотрите по сторонам и мир окажется намного веселее, интереснее и привлекательнее и даже самая обычная вещь, может унести вас в увлекательное "путешествие".
PS: Будем рады новым необычным фотографиям с "участием" кирпичных изделий.